Станция скорой медицинской помощи
               города Владивостока
Главная Новости Платные услуги Вопросы Документы Вакансии Контакты
Главная / История
Развитие службы скорой медицинской помощи в г. Владивостоке.

С первых лет Советской власти на Дальнем Востоке организации службы СМП, как одному из наиболее массовых и ответственных видов медицинской помощи, уделяется  большое внимание. Первые шаги этой службы постоянно направлялись, контролировались и опекались ведущими организаторами Владивостокского губздравотдела В.А. Анищенко, В.Н. Беляевым, К.Н. Павленко, Р.Т. Пелекзирн, Б.Н. Скалицким. Исключительное значение имел приезд во Владивосток 17.03.24 года наркома здравоохранения СССР Н.А. Семашко.

Станция скорой помощи во Владивостоке была организована по инициативе и при активном участии заведующего губздравотделом В.А. Анищенко, утверждена решением первого губернского съезда Советов (март 1923 года) и после семимесячного организационного периода была открыта 1 ноября 1923 года.

Располагалась станция первоначально в центре города по улице Полтавской,3 (ныне Лазо,3), в двух небольших помещениях первого этажа. По этому адресу станция находилась до 1924 года, так как гараж, построенный перпендикулярно к узкому проезду двора, мешал быстрому выезду на вызов. Поэтому во второй половине 1924 года стацию перевели в отремонтированное одноэтажное здание по улице Светланской 105, с пристроенным гаражом и удобным выездом на мостовую.

Штат станции состоял из трех врачей, трех шоферов и трех дежурных у телефона. Сначала дежурства врачей были с 15 до 9 часов утра, что объяснялось недостатком средств, а спустя три месяца, с 24 января 1924 года, в газете «Красное Знамя» извещалось об организации круглосуточной работы станции быстрой помощи.

Весь период работы и внутренний распорядок были продуманы до мелочей: вызывающий опрашивался по специально разработанному опроснику, вызов шофера осуществлялся звонком, открывание ворот гаража, вынос ящика с медикаментами и другие действия совершались по заранее установленному порядку. Вся работа подчинялась правилу: не терять ни одной минуты, а потому, столы, телефоны, вешалка, походные ящики располагались так, чтобы не тратить времени, не делать лишних движений.

Врачи станции выезжали к пострадавшим, проживающим в центральной части города и только в тяжелых случаях. Так, в правилах вызова говорилось: «в случаях не угрожающих жизни (ушибы, вывихи, переломы рук, ранения головы с небольшими кровотечениями, легкие отравления, инородные тела в теле, отрывы пальцев и ногтей, укусы животных) пострадавшие должны доставляться на станцию или в губбольницу постовым милиционером или дворником».

На станции имелась одна легковая машина марки «Кадиллак». Это был автомобиль открытого типа, носилки устанавливались поперек кузова. Автомобиль белого цвета имел опознавательные знаки: красный крест, а впереди него  - летящая чайка – эмблема быстрой помощи. На автомобиле было два фиолетовых фонаря, третий – типа прожектора. Машина имела особый сигнал.

У входа в здание, кроме вывески, был вывешен белый флаг с красным крестом, а  в ночное время горел фонарь с надписью.

Сотрудники станции во время работы носили форменные фуражки с красным верхом, черным околышком и козырьком. Впереди на фуражке была прикреплена эмблема быстрой помощи.

Деятельное участие в организации, становлении и дальнейшей работе первых лет станции принимали молодые и энергичные врачи В.В.Менчинский, В.Н.Воинов, Д.Л.Лившиц, А.Е.Гинзбург и др.

За короткий срок станция зарекомендовала себя как необходимое лечебное учреждение. Так, в течение первого  месяца работы было выполнено 69 вызовов, в декабре – 71, в январе 1924 года – 96, в феврале – 150. А всего за 1924 год было выполнено почти 2 тысячи вызовов, а за 1925 – 2563 вызова.

Сначала СМП содержалась целиком за счет лечебного фонда. Но создалось ненормальное положение, когда страховые средства тратились на незастрахованное население. Впоследствии были добавлены деньги из местных средств. Застрахованные и безработные члены профсоюза, и их семьи обслуживались СМП бесплатно, прочее население – за плату. Плата незастрахованных была в размере 2 рублей, при фактической стоимости вызова от 3-4 до 9-10 рублей. Эта плата вносилась в срок до 1 месяца после вызова. Но плата за выезд ставила врачей в тяжелое положение, особенно при экстренных случаях, поэтому чаще всего вызовы выполнялись бесплатно.

Молодой коллектив станции настойчиво и энергично преодолевал многочисленные трудности. Не хватало средств на содержание станции. Так, за первые два года вопрос о дороговизне стоимости выезда бригады, о выделении дополнительных средств ставился более 12 раз на заседаниях губздрава, секции здравоохранения при Совете депутатов трудящихся. Не хватало горючего, транспорт зачастую выходил из строя. Скорость движения машины скорой помощи была установлена ниже 50 верст в час. Транспортировка тяжелых больных была затруднительна, так как использовались открытые американские машины.

Но, не смотря на различные трудности, в сравнительно короткие сроки, станция СМП города Владивостока превратилась в авторитетное и необходимое населению города учреждение.

Начиная с 1933 года станция приобретает несколько отечественных бортовых машин марки ГАЗ. Руками шоферов с 1933 по 1939 год было сделано 9 кузовов для них. Следует отметить, что салоны автомашин в зимнее время были холодными и потому, помимо обычных для медицинского учреждения приобретений, по смете была предусмотрена покупка тулупов, шуб, ватных курток, брюк, катанок для дежурных врачей и водителей, что характеризует условия работы того времени. В связи с тем, что в городе не было службы такси,14 декабря 1934 года, горздравотдел организовал при СМП сектор транспорта на хозрасчете. Перевозка осуществлялась двумя легковыми машинами в сопровождении медицинского персонала. При вызове на роды, шофер заезжал за акушеркой в родильный дом, а потом они следовали по адресу. Транспорт больных производился без медперсонала.

В июне 1938 года в районе мыса Чуркин была открыта подстанция, которая единой санитарной машиной обслуживала экстренные вызовы и всю помощь на дому.

В 1939 году была организована подстанция в помещении курорта «19 км» с одной дежурной бригадой.

Рост числа вызовов, санитарного транспорта, повлек за собой добавление числа бригад и штата. Так, если в 1934 году штат станции составлял 24,5 единицы, то в 1937 он был равен 42, а в 1940 – 123. Коллектив врачей того времени состоял из П.А.Федчун, Н.А.Кузнецова, Т.А.Горохова, Е.В.Греловой, З.В.Евлаховой, А.И.Троицкой, Е.Г.Гармаш, И.Р.Веремчук, Н.С.Осавлюковой, Е.Д.Спициной.

В 1935 году к станции СМП была присоединена «быстрая акушерская помощь», которая до этого времени была при губбольнице, также был организован «сектор транспорта больных и рожениц». В связи с увеличением объема работы в 1939 году станция СМП была переведена в район Первой речки, в более просторное помещение с небольшим гаражом, на улицу Мельниковскую,62.

В годы Великой Отечественной войны коллектив станции внес свой вклад в дело победы над гитлеровской Германией. В 1941 году добровольцами на фронт ушли водители Н.Шалин, М.Герега, М.Тележко, врач И.Р.Веремчук и фельдшер В.Панов. Все военные годы СМП возглавлял главный врач  П.А. Федчун. Мобилизация ресурсов на нужды фронта заметно сказалась на состоянии деятельности станции СМП. Число штатных единиц с 123 в 1941 году, снизилось до 76 в 1945 году. Грузовые машины были взяты для нужд армии, врачи мобилизованы работать в госпитали и больницы, а вызова выполняли фельдшера и акушерки. Число дежурных машин с 7 в 1941 году снизилось до 4 в 1944.Фактически иногда работало всего 2 машины. В результате этого подстанции на Чуркине и в дачном районе были закрыты.

В послевоенные годы началось постепенное восстановление мощности станции СМП. Решением Владивостокского горисполкома №220 от 12.06.47 года было определено улучшение работы станции СМП, подстанций, увеличение ассигнований на ремонт автомашин. Постепенно увеличивался численный состав станции. В 1947-48 годах на СМП работало 18 врачей,18 фельдшеров и 13 санитаров. Максимальный стаж работников составлял 15-20 лет, максимальный возраст – 36-49 лет. В 1947 году появляются первые статистические отчеты по выполненным вызовам, в том числе и с подстанции «Чуркин». С 1949 года на СМП введена должность медицинского статистика. В 1953 году начинает налаживаться обратная связь со стационарами: появились отрывные талоны к сопроводительным листам, проводится анализ расхождения диагнозов. К 1956 году состав стации СПМ превысил довоенный уровень (130), число дежурных бригад стало равно восьми.

С течением времени рос город, росло его население, росла и популярность скорой помощи. Число вызовов на 1000 населения было в 1950 году – 120, в 1960 – 209, в1970 – 280, а в 1980 – 305.

Прирост всего штата станции СМП увеличивался быстрыми темпами до 1970 года. Так за 1956-1960 годы он был равен 46,0%, за 1961 -1965 годы – 71%, 1966-1970 – 74%. Число врачей увеличивалось каждое пятилетие примерно в 2 раза, в основном за счет целевого направления выпускников ВГМИ. Особенно бурный рост всех видов деятельности коллектива станции СМП города Владивостока начался с осени 1958 года, когда ее врачи познакомились с передовыми методами работы стации СМП города Ленинграда. Только в 1960-1962 гг. были проведены три краевых научно-практических конференции по вопросам улучшения организации и лечения больных в условиях СМП. В работе этих конференций приняли участие сотрудники ВГМИ, врачи городской и краевой клинических больниц, станций СМП гг. Владивостока, Уссурийска, Артема и Находки. Станция СМП города Владивостока стала краевым методическим центром по вопросам организации и оказания экстренной медицинской помощи. В декабре 1965 года было создано научное общество врачей СМП Приморского края, которое в своей работе опиралось на опыт и помощь общества г. Москвы.

С 1961 года на СМП установилась традиция строгого отбора поступающих на работу медицинских кадров, упорядочен учет и отчетность медицинской документации, введены записи в виде кратких историй болезней на каждого пациента. С введением должности заместителя главного врача по лечебной части в 1962 году, организовано постоянное повышение квалификации врачей и фельдшеров, в мае этого же года проведена аттестация: 20 фельдшеров получили первую категорию.

Все бригады СМП с 1959 года оснащены аппаратами для ИВЛ, портативными тонометрами, шинами, транспортными щитами. В этот же период начата организация специализированной службы СМП.

Специализированная педиатрическая бригада была организована в июне 1966 года, бригада по борьбе с терминальными состояниями в 1963 году. Для постоянного пополнения медикаментами, стерильными шприцами и перевязочными материалом, а также пополнения кислорода и закиси азота в портативные аппараты, с 1965 года организована круглосуточная заправочная служба. Следует указать, что на качественные показатели работы станции заметное влияние оказала организация  оперативной службы. Значительно улучшила маневренность бригад начавшая функционировать с 1 июня 1962 года радиосвязь. Затем была реорганизована телефонная связь. Установлена прямая связь с некоторыми ЛПУ, для контроля работы диспетчерской установлен магнитофон. С целью приближения СМП к населению с 1961 года создана новая подстанция на улице Бородинской, улучшены условия работы на других подстанциях: переведена в большое помещение с гаражом  подстанция мыса Чуркин на улицу Калинина,70. С территории Дальзавода выведена подстанция на улицу Комарова,3, получено большое помещение для подстанции на фанзаводе, произведена передача штата и машин ведомственной подстанции Водздрава. По индивидуальному проекту в 1968 году построено здание центральной подстанции по Океанскому проспекту 155.

Для улучшения вопросов повышения квалификации врачебных кадров, для закрепления их на станции СМП, а также для организации систематического чередования в работе врачей СМП и стационара, 21.12.71 года проведено объединение станции СМП  с городской клинической больницей №1.

Дальнейшее развитие службы СМП происходило по линии постепенного увеличения численности штата станции, роста числа выездных и специализированных бригад. Так, число выездных бригад увеличилось с 28 в 1970 году до 40 в 1976, число специализированных бригад – с 3 в 1970 году до 15 в 1978.

Несомненно, специализированная скорая помощь явилась положительным фактором в организации обслуживания населения города Владивостока, жизненно необходимыми оказались и оправдали себя кардиологическая, реанимационная, педиатрическая и акушерская помощь. Но увлечение развитием специализированных служб приводило иногда к ошибкам. Организованные в 1975 году 2 хирургические бригады просуществовали 5 лет и были отменены из-за недогрузки их вызовами. Просуществовала всего несколько месяцев и токсикологическая бригада и была отменена по той же причине.

В октябре 1978 года станцию СМП передали вновь открывшейся тысячекоечной многопрофильной больнице. В составе тысячекоечной больницы станция СМП была до 1991 года. За это время постепенно увеличивалось количество бригад – 20 на центральной подстанции, 8 на подстанции «Бородинская», 5 на подстанции «Чуркин», 5 на подстанции «Космонавтов», 3 на «Океанской». В 1986 году в поселке Трудовом был открыт круглосуточный пост с одной врачебной бригадой. Специализированные кардиологические бригады появились на подстанциях «Бородинская» и «Чуркин». Обеспечение станции СМП было достаточно стабильным и качественным для того периода времени. В 1991 году была проведена реорганизация, и станция СМП города Владивостока стала самостоятельным учреждением.

С 1992 года, в связи с изменением социально-экономического положения в стране, отношение к финансированию и обеспечению станции СМП очень сильно изменилось, и не в лучшую сторону. Перестали закупаться новые автомашины, значительно ухудшилось снабжение медикаментами и оборудованием. Из-за острой нехватки автомашин, в феврале 1993 года было проведено объединение двух подстанций, работающих в Первомайском районе города: «Чуркин» и «Космонавтов». Постепенно произошло «скрытое» сокращение штатов: взамен увольнявшихся сотрудников  никого на работу не принимали, так как не могли обеспечить автотранспортом все работающие бригады.

Но самые тяжелые времена наступили для коллектива скорой помощи с осени 1997 года, после того как администрацию города возглавил В.И.Черепков, который решил полностью отказаться от финансирования муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе и стации СМП. Прекратилось финансирование медикаментов для оказания экстренной медицинской помощи, бензина для автомашин, сотрудникам не выплачивалась заработная плата по 3-4 месяца. Это, в первую очередь, поставило под угрозу жизни жителей города Владивостока, потому что ССМП является единственным учреждением в городе, которое оказывает экстренную медицинскую помощь. Никакие переговоры, убеждения, разумные доводы не приносили положительного результата. Положение службы скорой медицинской помощи в городе Владивостоке ухудшалось с каждым днем. В августе 1998 года коллектив ССМП вынужден был пойти на крайнюю меру – проведение забастовки. Конечно, работа скорой помощи не была остановлена полностью, бригады выезжали на самые экстренны вызова, особенно к детям. Но к тому времени выезд бригады скорой помощи носил, по своей сути, формальный характер: помощь населению оказывать было практически не чем. Но даже эта крайняя мера не возымела должного воздействия на главу администрации города. Он по-прежнему считал, что финансирование скорой помощи не входит в его сферу деятельности.

Коренным образом ситуация изменилась только в декабре 1998 года, когда во главе администрации города был назначен нынешний мэр Ю.М. Копылов. С самого первого дня изменилось отношение к нашей службе. В кратчайшие сроки было возобновлено финансирование основных статей расходов (медикаменты, бензин), ликвидирована задолженность по заработной плате. После этого, постепенно, стали решаться остальные проблемы: закупался новый автотранспорт, оборудование. Можно сказать, что с конца 1998 года по настоящее время, администрация города продолжает ответственно относиться к обеспечению станции скорой помощи.

В 2006 году по всей стране началась реализация национального проекта «Здоровье». Станция СМП г. Владивостока за короткий период получила более 30 новых, оборудованных всей необходимой для оказания экстренной медицинской помощи аппаратурой, автомашин. Это значительно повлияло на улучшение качества оказания помощи больным на догоспитальном этапе.

В настоящее время Станция скорой медицинской помощи города Владивостока включает в себя семь подстанций: «Центральную», «Бородинскую», «Чуркин», «Океанскую», «Луговскую»,»Эгершельд» и «Тихую», а также пост «Северный» в поселке Трудовом. Круглосуточно на линию выходит до 37-40 бригад, в том числе: 4 бригады реанимации, 5 кардиологических бригад, 6 педиатрических, две бригады интенсивной терапии, 2 психоневрологические бригады.

Врачи СМП постоянно осваивают новые методики в лечении больных на догоспитальном этапе, применяют в своей работе новое оборудование, которое помогает более качественно проводить диагностику и облегчает процесс транспортировки больных в стационар.

О том как работают наши врачи с современным оборудованием, какие новые методики применяют в своей работе, вы можете прочитать на этом сайте.


© Официальный сайт КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока" 2011-2024 г. Все права защищены.